Для успешного ведения бизнеса важно не только быть грамотным управленцем, но и разбираться в юридических аспектах. Об особенностях проведения проверок в отношении предпринимателей в 2023 году, а также об ответственности за нарушения требований законодательства при проведении закупок нам рассказал помощник прокурора города Тольятти ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ ВОРОШИЛОВ.
– Расскажите, пожалуйста, об особенностях проведения проверок в отношении представителей бизнеса в 2023 году.
– В 2022 году Правительству Российской Федерации в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были предоставлены полномочия по принятию решений, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий.
Реализуя указанное полномочие, Правительство Российской Федерации издало постановление от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление № 336), определяющее основания для организации и проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году.
Однако особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля продолжают действовать и в 2023 году.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 №1743 в постановление №336 внесены изменения, в соответствии с которыми в 2023 году разрешено проводить плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса. Кроме того, в 2023 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 №2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336» внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые проверки продолжат проводить по сокращенному числу оснований.
Особо стоит отметить, что при условии согласования с органами прокуратуры могут быть проведены внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие и внеплановая проверка в связи с выявлением индикаторов риска нарушения обязательных требований вне зависимости от категории риска, установленной для объекта контроля.
– Какая ответственность предусмотрена за совершение правонарушений в сфере закупок?
– Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» урегулированы вопросы оплаты контракта в конкурентных закупках, а также в заключаемых контрактах с единственным поставщиком.
Так, срок оплаты не должен превышать 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Указанное требование с 1 июля 2022 г. распространяется на всех заказчиков, а не только на федеральные исполнительные органы власти, федеральные бюджетные и автономные учреждения. Одним из приоритетов в работе прокуратуры города является надзор за соблюдением прав предпринимателей на своевременную оплату исполненных ими государственных и муниципальных контрактов.
Нарушение государственными и муниципальными заказчиками сроков оплаты контрактов может повлечь для предпринимателей негативные последствия социально экономического характера, среди которых невыплата заработной платы, налогов и иных обязательных платежей. Государственные и муниципальные заказчики, их руководители, несут дисциплинарную, административную, а также уголовную ответственность за нарушение сроков оплаты исполненных контрактов.
В частности, статьей 169 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.
Статья 7.32.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение на виновное должностное лицо административного штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Повторное нарушение названных требований законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Также в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре» органами прокуратуры в адрес заказчиков вносятся представления с требованием о погашении задолженности по исполненным государственным и муниципальным контрактам, а также рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Неоплата исполненных контрактов порождает дополнительные бюджетные расходы в виде судебных издержек и штрафных санкций.
ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТОВ В РАБОТЕ ПРОКУРАТУРЫ ГОРОДА ЯВЛЯЕТСЯ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА СВОЕВРЕМЕННУЮ ОПЛАТУ ИСПОЛНЕННЫХ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ.
В целях недопущения таких расходов прокурорами предъявляются регрессные иски (ст. 1081 ГК РФ) о взыскании излишне выплаченных бюджетных средств с ответственных за неисполнение таких обязательств по контрактам должностных лиц.
Кроме того, по общему правилу, установленному статьей 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в данной статье.
Статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, изменение цены контракта, срока и порядка исполнения, характеристик поставляемого товара не допускается, кроме случаев, установленных Законом о контрактной системе и в строгом соответствии с предусмотренными им правилами такого изменения.
Ответственность за незаконное изменение государственного или муниципального контракта установлена ч. 4 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. рублей, на юридических лиц в размере 200 тыс. рублей.
При этом ответственность по данной статье несут как заказчик и его должностные лица, так и подрядчик.