МАТЕМАТИКА ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСОТЕ

Лицо с обложки

Математика – удивительная наука, которая помогает нам решать повседневные задачи, развивает мозг, придает уверенность, учит доказывать свою правоту, мотивирует к активным действиям. О том, как полюбить мир цифр и теорем, с максимальной пользой применять в жизни полученные знания, нам рассказала основатель и руководитель математической школы «Фибоначчи» ГАЛИНА ЛИСУНОВА.

МАТЕМАТИКА ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСОТЕ

– Мы постоянно сталкиваемся с математикой в нашей бытовой жизни: в банках, кредитных и страховых организациях и пр. При этом многие люди уверены, что им вполне хватает знаний, полученных в рамках среднеобразовательной программы. Так для чего же нужна математика современному человеку?
– Да, бытует мнение, что для повседневной жизни хватит и половины школьного курса математики. Однако математика – это не просто логарифмы и синусы, которые многим не пригодятся. Занятия математикой «прокачивают» мозг. Способность думать определяется количеством нейронных связей. Каждая новая задача заставляет мозг создавать эти новые связи.
При этом стоит заметить, что основное формирование нейронных связей происходит в возрасте до 25 лет.
Красота математики, возможно, не для всех очевидна – для ее постижения нужны значительные интеллектуальные и, конечно, волевые усилия. При всей сложности эта наука дает множество плюсов. Математика раскрывает красоту мышления, рассуждений и логических построений, выявляет гармонию чисел, форм, геометрической выразительности и стройности математических формул, изящность и вариативность способов решения задач.
Если говорить в целом, то математика – это умение выстраивать логические цепочки, абстрагироваться, думать, рассуждать, высказывать гипотезы, развивать свои предположения, искать нестандартные решения.
При регулярных занятиях математика воспитывает характер: вырабатывает точность, настойчивость, способность концентрироваться на задаче. Благодаря навыкам, полученным во время занятий, растет самооценка, уверенность в своих силах, обретается опора на себя. Несомненно, именно развитое математическое, оно же аналитическое мышление становится пропуском к современным вершинам успеха.

– Как сочетается курс математической школы «Фибоначчи» с общеобразовательной программой? Не конфликтуют ли они между собой? Если да, то как ребенок-подросток с этим справляется?

– Что касается содержания учебной программы, то противоречий нет. Математика – наука точная. Конечно, уровень сложности задач у нас выше, чем в общеобразовательной школе. Мы делаем акцент на задания из второй части КИМа ЕГЭ (контрольно-измерительный материал), ориентируя своих учеников на поиск не только верного, но и наиболее рационального решения. На мой взгляд, это одна из основных задач математики как основного школьного предмета. Выходя за рамки среднеобразовательной программы и ЕГЭ, мы стараемся формировать запас прочности. Так, наши ученики успешно проходят дополнительные вступительные испытания в МГУ и другие престижные вузы страны.
Если говорить о том, насколько сложно ученикам справиться с нашей программой, то стоит заметить, что подавляющему большинству она под силу. И это необязательно ученики с хорошими стартовыми знаниями. Это скорее те, кто не боится трудностей, кто за короткий период готов вывести уровень своей математической грамотности на конкурентно-способный уровень, совершить квантовый скачок.
У меня очень много историй успеха, когда, например, за 9 месяцев мы поднимали математику почти с нуля до показателей, необходимых для поступления на бюджет в МФТИ. Разумеется, бывали и случаи, когда, начав обучение, дети не справлялись с нагрузкой. Честно скажу, к их числу чаще относятся те, кто и во взрослой жизни, столкнувшись с какой-то задачей или проблемой, будет надеяться на чудо, избегать ответственности, а не преодолевать трудности на пути к цели.
Считала, считаю и буду обращать в свою веру учеников, что все дело в мотивации. У каждого она своя. Для того чтобы добиться успехов в любом деле, нужно перестать себя жалеть, ныть, жаловаться на нехватку времени, а проявить терпение и усиленно тренироваться, пробовать решать возникающие задачи разными способами. Ни одна настоящая победа не дается легко, но она того стоит. Я считаю, что именно так формируется вкус к жизни.

– Не сложно ли вам с детьми, которые привыкли в школе к зубрежке, дисциплине? Вам приходится выводить детей из шаблонной жизни, из зоны комфорта?

– Начнем с того, что профессия учителя вообще сама по себе сложная и ответственная. Во время образовательного процесса возникает немало проблем, и одной из основных является привычка «заталкивать» любую задачу в какой-то алгоритм, шаблон, без понимания условий задания. Дети пытаются состряпать решение, основываясь на фрагментарных знаниях, и конечно, мне приходится вытаскивать их представления о математике из штампов, учить думать, анализировать. Для многих мой подход – не просто выход из зоны комфорта, а настоящий «взрыв мозга». Только человек, способный понять, для чего ему все это нужно, сможет выйти за рамки шаблонного мышления, научиться осознанно подходить к решению задачи. Этому способствуют и эмоциональная подача структурированного материала, и работа в команде мотивированных, нацеленных на результат одногруппников, все это безусловно заряжает. Я люблю математику. И мне удается влюбить в нее и своих учеников. Я в призвании и в признании. Что касается дисциплины, так у нас даже построже, чем в школах. Без дисциплины нет результата.

– Сколько детей учится в вашей школе? Проходят ли они предварительный отбор?

– В этом учебном году количество учащихся было в диапазоне 100. Случается, что во время обучения кто-то уходит, не справившись с нагрузкой, кто-то попадает под отчисление.
Для поступления в «Фибоначчи» учащиеся проходят вводное тестирование и собеседование. Тестирование определяет уровень знаний школьной программы. Собеседование, в рамках которого ученикам предлагаются нестандартные задания, дает первичное представление о степени математической подготовки, развитии логического мышления и скорости обработки информации.

– Расскажите о педсоставе «Фибоначчи».

– На сегодняшний момент в школе работают 2 педагога: я и моя коллега – кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики ТГУ Кошелева Наталья Николаевна. Это человек абсолютно моего формата, мы с ней одинаково смотрим на этот мир, имеем идентичную педагогическую позицию. Ее безумно любят дети.

– Расскажите о специфике подготовки детей к ЕГЭ.

– Во-первых, у нас проходят «пробники» ЕГЭ, атмосфера которых максимально приближена к формату настоящего экзамена. Так мы не только проверяем знания, но и отрабатываем стратегии, инструменты, необходимые для формирования эмоционального равновесия.
Во-вторых, мы проводим мастер-классы, где дается достаточно большой объем теоретической информации и практического материала. Будучи достаточно продолжительными, они формируют умение длительное время держать концентрацию внимания и математической мысли. Это очень важный навык, потому что многие ребята, столкнувшись впервые с форматом 4-часового экзамена, выдыхаются под конец его проведения и, соответственно, не справляются.

– Какой результат работы вы считаете успешным: большое количество 100-балльников, формирование нового мышления, любовь к математике?

– Конечно, результаты ЕГЭ меня греют. Средний балл наших учеников – 85-86. Наши ученики уже несколько лет занимают высшие позиции в рейтинге многих школ, включая профильные лицеи.
Но мне бы не хотелось сужать цель обучения и мою личную мотивацию, как учителя, до баллов ЕГЭ и даже уровня знаний предмета. Я думаю, как бы это громко ни звучало, что становление, как личностей, в приоритете. Что бы ни случилось, человек, умеющий ставить перед собой цели, правильно расставлять приоритеты, умеющий подчинить достижению этой цели себя, свои силы и время, никогда не останется за бортом жизни! Еще хочется научить получать удовольствие не только от результата, но и от образовательного процесса. Ценно, когда ребята пишут в отзывах, что «Фибоначчи» стала для них настоящей школой жизни, помогла закалить характер, обрести веру в себя и свои силы.

– Получается, вы уделяете немало внимания психологической стороне воспитания детей: борьба со страхами, моральная и физическая закалка… Взаимодействуете ли при этом с родителями учащихся?

– Разумеется, я контактирую с родителями, встречаюсь с ними на собрании, в личных беседах, оказываю им при необходимости эмоциональную поддержку, однако какие-либо проблемы стараюсь решать только с учащимися. «Добро пожаловать во взрослую жизнь!» – не устаю повторять своим подопечным, подросткам 17–18 лет. При работе над мотивацией нередко используем прием написания эссе. Ребятам предлагается заглянуть внутрь себя, понять, что мешает им достичь определенного уровня знаний, на основе анализа причин неудач поменять стратегию подготовки. За каждой неудачей следует успех, но при условии, что ты проанализировал неудачу, сделал выводы.

– Говоря о результатах работы математической школы, поделитесь, куда поступают ваши ученики? Продолжаете ли вы держать с ними контакт?

– Большинство моих выпускников получает конкурентное преимущество перед другими абитуриентами и поступает в топовые вузы страны на бюджет, где требуется профильная математика.
Очень радует, что ребята делятся своими достижениями, рассказывают, как им преподают математику на курсе, благодарят за полученные в нашей школе знания. Очень ценно для меня то, что, учась в разных институтах и городах, бывшие ученики «Фибоначчи» с удовольствием встречаются, поддерживают дружеские отношения. И это не случайно: за время обучения в социальной среде, заряженной на успех, они стали близки по духу.

+7 927 268 63 86
fibonacci_tlt

 

 

Редакция
Топ Менеджмент Тольятти