ОНЛАЙН-БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

За последние несколько лет наша жизнь сильно изменилась, появилось много совершенно новых профессий: блогер, smm-менеджер и прочее. О том, как людям, оказывающим услуги в сфере онлайн, узаконить свою деятельность, чтобы не попасть в неприятную ситуацию по налогам, рассказала юрист ОЛЬГА КРАСНОЯРЦЕВА.

ОНЛАЙН-БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

– Самое главное – зарегистрировать свою деятельность. То, каким образом это сделать, зависит от многих факторов: работает ли человек в одиночку, есть ли у него партнеры, какие услуги он предоставляет. Дело в том, что не для всех видов деятельности подходит самозанятость.
Первое, что я бы посоветовала, – обратиться к профильному специалисту, к юристу либо налоговому консультанту, кто конкретно занимается онлайн-бизнесом (инфобизнесом), и проконсультироваться, что подходит именно ему. Потому что нет волшебной таблетки для каждого. Кому-то будет выгоднее получить статус ИП, кто то может вести свою деятельность в рамках самозанятости, потому что он подходит под лимиты по доходам и по перечню оказываемых услуг, а есть случаи, когда без регистрации компании не обойтись. Поэтому здесь нужно рассматривать индивидуально каждый случай.

– Вспомним недавние громкие случаи с известными блогерами. Какие нарушения они допустили?
– Как юрист, не имеющий документов на руках, я не могу судить, что там конкретно случилось. Но судя по общедоступной информации, в основном были нарушены моменты, связанные с дроблением бизнеса.
Во избежание проблем мой совет всем, кто только в начале пути или уже ведет предпринимательскую деятельность и думает об оптимизации своих налогов, – любые действия, будь то смена налогового режима или регистрация дополнительного юридического лица, лучше выполнять с профессионалом, который сможет разобрать ваш индивидуальный случай и дать рекомендации.

– Кто это должен быть: юрист, финансист, налоговый консультант?
– Сейчас это может быть юрист, который работает конкретно в сфере инфобизнеса. Не каждый специалист сможет вас проконсультировать – из-за резкого обособления данного направления. Да, у него есть основы обычного гражданского и налогового права, но мы понимаем, что там очень много особенностей.
То же касается и бухгалтеров. Кто ведет финансовую отчетность у компаний по 10–15 лет зачастую не способен проконсультировать блогера.
Поэтому лучше выбирать профильных специалистов: юристов, налоговых консультантов, бухгалтеров, которые работают именно в этой сфере.

– Какой финансовый порог нужно пройти, чтобы задуматься о перерегистрации, переходе из одной формы собственности в другую?
– Регистрация должна быть до поступления первых денег. Далее мы смотрим на развитие ситуации. Если выбираем самозанятость, то у нас есть лимит в 2 млн 400 тысяч рублей в год. Как только человек получает эту сумму, даже если это случается через три месяца, он уже не может использовать эту форму регистрации, должен перейти на ИП.
У ИП также есть ограничения. Если мы говорим про популярную в инфобизнесе патентную систему налогообложения, то там лимит – 60 млн рублей в календарный год абсолютно по всем видам деятельности. В упрощенной системе налогообложения тоже есть лимиты.
Получается, что когда вы выбираете систему налогообложения и форму регистрации, вы должны примерно прогнозировать доход. И если он стал больше ожидаемого, стоит внести изменения в учетные данные. В противном случае налоговая просчитает всю сверхприбыль по основной системе налогообложения. Именно на этой почве и произошли проблемы у блогеров. С момента превышения прибыли они стали дробить бизнес на несколько компаний, оказывающих одни и те же услуги, продающих одни и те же курсы с разных юридических лиц. Это уже не оптимизация, а нарушение налогового законодательства.

– Это касается любого вида онлайн-бизнеса? На что вы особо обращаете внимание предпринимателей, переходящих из офлайн в онлайн?
– Да, основы одинаковые что для блогеров, что для интернет-магазинов и прочее. Касаемо налогов, нет разницы, есть ли у тебя офис или ты продаешь в каком-то аккаунте соцсетей свои услуги. Самое важное, что, когда мы уходим в онлайн, у нас очень сильно отличается, к примеру, взаимодействие с подрядчиками. В офлайн-бизнесе персонал находится на рабочих местах в офисе, в онлайн трудятся удаленные сотрудники. С ними заключаются иные договоры, трудовые или гражданско-правовые.
То же самое касается оказания услуг. Офлайн подразумевает наличие помещения, к которому выдвигаются определенные требования. К примеру, общепит проверяет служба СЭС и выдает соответствующее заключение. В образовательной сфере также на любое помещение должно быть заключение СЭС, дающее право заниматься образовательной деятельностью. Так, с 2021 года для получения лицензии образовательный онлайн-бизнес не обязан иметь помещение, но должен иметь платформу/ площадку электронно-образовательной среды, в которой проводится обучение.

– Начиная с 2020 года многие учебные заведения стали переходить в режим онлайн. Скажите, как регистрировать онлайн-бизнес данного направления? Какие есть особенности заключения договоров с преподавателями, для того чтобы они могли выдавать сертификаты и дипломы учащимся?
– В решении данного вопроса крайне важна юридическая консультация. Перед регистрацией стоит разобраться, оказываются ли услуги, выходящие за рамки образования, на кого они рассчитаны (дети или взрослые), как будет проходить учебный процесс (в помещении или на онлайн-платформе).
Также стоит учитывать ограничение в законе об образовании, что индивидуальный предприниматель может обучать самостоятельно без получения лицензии только в том случае, если речь не идет о профессиональной переподготовке или повышении квалификации. С одной стороны, это позволяет не получать лицензию и обучать, с другой – накладывает ряд ограничений. ИП не может привлекать иных экспертов/преподавателей для обучения студентов, слушателей. Он должен весь образовательный процесс «от» и «до» вести самостоятельно. Такой ИП-эксперт не сможет вырасти в большую онлайн-школу, потому что на это у него физически не хватит ресурсов, а также он никогда не сможет выдавать дипломы и удостоверения установленного образца.
Разумеется, кто-то пытается обойти получение лицензии, используя различные лазейки. Но здесь не стоит забывать про риски. Недовольный слушатель или потенциальный конкурент могут пожаловаться в соответствующие органы, и тогда обучение без лицензии будет приравнено к незаконной предпринимательской деятельности. Онлайн-школа, где работает не один, а несколько экспертов, подразумевает партнерство, которое лучше всего зарегистрировать в качестве участников, то есть учредителей какого-то общества. И здесь уже обязательно получение образовательной лицензии. Ты можешь получить товарный знак, зарегистрировать его на школу, где каждый из участников будет иметь такое же право на товарный знак, нежели, к примеру, если вдруг два человека решили обойти получение лицензии: один регистрирует на себя ИП, второй оформляется как его сотрудник. Это сейчас часто встречаемая история, когда у нас есть продюсер и эксперт. Онлайн-школа на сегодня подразумевает целую нишу продюсерства, где очень много нарушений.
У меня большая часть клиентов если не онлайн-школы, то как раз продюсер либо эксперт. Потому что именно там в основном происходят проблемы, в том числе при разделении бизнеса. Поэтому я бы советовала начать в любом случае с консультаций юриста. Здесь нужно понять, какой уровень у этого эксперта или онлайн-школы, где можно законно сэкономить на налогах. Это именно законная оптимизация, которая не равна обходу оплаты налогов.

– Как отсутствие лицензии у ИП может сказаться на учащемся?
– ИП, работающий без лицензии, выдает обычный сертификат о прохождении обучения. Если мы идем за знаниями, а не за документами, то это вполне допустимо. Однако, когда речь заходит о получении удостоверения, повышении квалификации либо получении диплома о профессиональной переподготовке, нужно выбирать компанию с лицензией (проверить ее наличие можно по ИНН на сайте Роспотребнадзора).

+7 929 710 56 47

 

Редакция
Топ Менеджмент Тольятти