РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Актуально

Машиностроение – ведущая отрасль тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели. О развитии машиностроения в Самарской области, достижениях в сфере импортозамещения нам рассказал заместитель министра промышленности и торговли, руководитель департамента машиностроительного комплекса региона Сергей Тишин.

– Какова, на ваш взгляд, роль Самарской области в достижении технологического суверенитета страны? Какие направления станут наиболее важными в будущем?

– Сегодня для промышленности страны главный вызов – это технологический суверенитет. Самарской области есть что предложить в сфере его формирования. Промышленность региона представлена практически всеми отраслями. Наши производства составляют основу индустриальной мощи: более 400 крупных и средних предприятий, в числе которых 146 системообразующих предприятий Самарской области и 28 – российской экономики. Поэтому у Самарской области есть большой задел по ряду направлений, которые станут магистральными для экономики будущего. Это проекты в отрасли машиностроения, космических систем и сервисов, создания новых материалов, биомедицинских технологий и БПЛА.

Правительство Российской Федерации утвердило концепцию технологического развития до 2030 года, в которой определены приоритетные направления становления страны для достижения «технологического суверенитета». Концепция содержит три укрупненные цели: к 2030 году обеспечить национальный контроль над воспроизводством приоритетных технологий, инновационный экономический рост и устойчивое развитие производственных систем.

– Как промышленность Самарской области в период санкционной агрессии справляется с освоением импортозамещающих решений и выпуском продукции, аналогичной зарубежной? Расскажите на примерах, что удалось сделать?

– В целом, сложности, вызванные санкциями, стали для промышленных предприятий своего рода толчком к развитию, к освоению новых видов деятельности и технологий, новых кооперационных цепочек, а также замещению собственной продукцией высвободившихся после ухода иностранцев ниш.

Пример – замещение иностранной сельскохозяйственной техники на отечественную, выпускаемую ООО «ПегасАгро». На сегодня предприятие занимает 24% рынка в своем сегменте продукции и активно ведет работу по импортозамещению. На заводе есть собственное производство радиоэлектроники, и планируется, что в ближайшее время все машины «Пегас-Агро» будут выходить полностью с российским электронным оборудованием. Активно импортозамещение происходит в автопроме и в автокомпонентной отрасли. Только в 2022 году «АВТОВАЗ» совместно с российскими поставщиками смог заместить более 200 позиций компонентов и материалов, заблокированных к поставке.

РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Еще один пример – предприятие «Рулевые системы». Компания реализует в числе других импортозамещающих проектов создание инновационного рулевого механизма реечного типа для легковых автомобилей LADA Vesta. Проект не имеет аналогов в России. Кроме того, похожую помощь предприятие намерено оказывать и инорегиональным автопроизводителям — КАМАЗ и ГАЗ.

«Завод кондиционеров «Август» успешно осваивает производство компрессоров для тракторов, комбайнов и грузовиков.

В производстве электротехнического и радиоэлектронного оборудования ГК «Электрощит» – ТМ Самара» достигла уровня локализации по ключевым продуктам более 90%.

Также проекты в сфере импортозамещения реализуют предприятия подшипниковой, фармацевтической, химической и нефтеперерабатывающей отраслей.

Легкая промышленность сегодня тоже оживает и противостоит вызовам времени. Внешние санкции, из-за которых многие именитые зарубежные бренды текстильной промышленности покинули нашу страну, дали возможность местным производителям продвигать свою качественную продукцию, которая ничем не хуже европейских брендов. В Самарской области большое количество дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров, которые сейчас начинают выходить из тени и продвигать свои бренды на российском рынке. Прошедший в минувшем и в текущем году фестиваль «Территория моды. Сделано в Самарской области», организованный при поддержке главы региона и правительства, позволил сформировать пул и объединить в сообщество предприятия региона, работающие в сфере текстильной промышленности. Это в дальнейшем помогло им совместно открыть мультибрендовые магазины местных производителей в торговых центрах нашего региона.

РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

– Какова динамика развития промышленных производств в Самарской области?С какими барьерами они сталкиваются?

– Промышленный комплекс региона демонстрирует хорошую адаптивность к новым санкционным реалиям. Если в прошлом году ИПП в регионе составил 96,8%, и наибольшее сдерживающее влияние оказывала динамика в отраслях автомобилестроения, химической промышленности, то в I полугодии 2023 года отмечаются восстановительные тенденции – ИПП составил 107,2%.

Рост показывают нефтедобывающие предприятия, стабильно работают предприятия нефтепереработки. Восстановительные тенденции наблюдаются в автомобилестроении — здесь ИПП вырос более чем в полтора раза (157,6%), а если брать только тольяттинскую площадку «АВТОВАЗа» – в 2 раза (203%). Почти в 2 раза (193,7%) увеличился ИПП в производстве оборудования и машин (сельхозмашиностроение, производство подшипников, оборудование для нефтегазового сектора, строительная и другие отрасли). Стабильно растет производство электрического оборудования (ИПП — 121,8%).

Конечно, сложности у предприятий остаются. Они вынуждены тратить больше времени и средств на новые логистические цепочки, поиск поставщиков, новых рынков сбыта, кадровое обеспечение производства. Но благодаря совместной и системной работе губернатора с Правительством РФ промышленность Самарской области, ведущие предприятия получили дополнительную федеральную поддержку. Кроме того, федеральные меры поддержки предприятий Самарской области дополняются мерами поддержки на региональном уровне.

РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

– Интервью готовится в преддверии Дня машиностроителя, традиционно важного для жителей Тольятти профессионального праздника. За последний год в структуре «АВТОВАЗа» произошли существенные изменения. Какова роль предприятия в промышленной структуре региона сегодня, и каков его потенциал на будущее? Как государство помогает автозаводу и какие меры поддержки предлагает?

– «АВТОВАЗ» – это флагман не только Самарской области, но и отечественного машиностроения России. На  сегодня это крупнейший производитель автотранспортных средств в Российской Федерации. По итогам 8 месяцев текущего года на его долю приходится 33,8% рынка. Сегодня завод находится под российской юрисдикцией, что немаловажно. Несправедливые санкции в отношении страны отразились, конечно, и  на автогиганте, на загрузке его производственных линий, выпуске продукции. Но завод принял вызов и восстанавливает производственные мощности.

Предприятие во втором полугодии прошлого года сделало задел в виде организационных, инженерно-технических решений. Да, результаты прошлого года оказались не очень. Но тот задел позволит в текущем году увеличить объемы производства. Безусловно, это все возможно на фоне беспрецедентных федеральных и региональных мер поддержки и лично губернатора Самарской области.

Так, поддержка государства в виде льготных займов Фонда развития промышленности (ФРП) в размере около 6 млрд рублей на проекты развития позволит предприятию обеспечить выполнение намеченных планов. Кроме того, из областного бюджета «АВТОВАЗ» получил субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и организацию временного трудоустройства работников с неполной рабочей неделей.

Важно отметить, что в перспективе новым мощным импульсом развития автозавода и отрасли станут решения, инициированные губернатором Дмитрием Игоревичем Азаровым совместно с руководством «АВТОВАЗа», и поддержанные Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Это повышение утилизационного сбора, а также в перспективе – использование отечественных автомобилей в такси и каршеринге, а также в государственных и муниципальных структурах. Однако реализация потенциала компании будет зависеть от таких факторов, как экономическая ситуация, конкуренция на рынке автомобилей и стратегические решения предприятия.

РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

– Каких специалистов не хватает в промышленном секторе региона? Как областное правительство взаимодействует с вузами и другими организациями в решении кадровых вопросов? Как ведется пополнение коллективов молодыми инженерами, в том числе «АВТОВАЗа»?

– В целом в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах сегодня нуждаются все отрасли, но особо – оборонно-промышленный комплекс. Для решения проблемы кадрового обеспечения в Самарской области применяется комплексный подход с использованием синергии взаимодействия государственного управления, системы образования и кадровой политики предприятий.

К примеру, в связи с наращиванием производственных мощностей, в кадрах нуждается «АВТОВАЗ». В этом году завод обратился в министерство с предложением выступить в качестве заказчика по договорам целевого обучения в вузах региона по инженерным специальностям. В результате с вузами заключены контракты на обучение 10 человек. Эта работа будет продолжена в следующем году.

При министерстве промышленности и торговли Самарской области создан Координационный совет для обсуждения проблемных вопросов предприятий оборонно-промышленного комплекса Самарской области, и в первую очередь кадровых.

В состав Совета вошли представители органов исполнительной власти Самарской области, прокуратуры Самарской области, предприятий ОПК, общественных и образовательных организаций. Совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, основными задачами которого являются выявление проблемных вопросов предприятий ОПК, их рассмотрение и выработка согласованных предложений для их решения.

– Ваши пожелания сотрудникам «АВТОВАЗа» и жителям Тольятти в честь Дня машиностроителя?

– В преддверии Дня машиностроителя я искренне поздравляю всех причастных с праздником! Желаю всем сотрудникам «АВТОВАЗа» и жителям Тольятти крепкого здоровья, сохранять оптимизм, силу и вдохновение в вашей работе!

Пусть каждый день будет наполнен новыми достижениями, яркими и динамичными моментами. Уверен, ваш труд и усилия будут вознаграждены успехом и процветанием в автомобильной промышленности. С праздником, с Днем машиностроителя!

Редакция
Топ Менеджмент Тольятти