ПОИСК ПУТИ К ЦЕЛИ

Профессионалы

Цели придают нашей жизни смысл, структурируют деятельность и стимулируют нас быть настойчивее, решительнее и увереннее в себе. Однако на пути к их достижению нередко появляются препятствия, заставляющие нас отказаться от них. О том, как повысить шансы на успех, не предать мечту и поверить в себя, нам рассказала бизнес-психолог с 14-летним опытом работы, эксперт по эмоциональному интеллекту, спикер финансовых и трансформационных марафонов, автор проектов «Сила Личности» и «Навыки на миллион» ОЛЬГА ГЛИНСКАЯ.

– Почему не достигаются личные/рабочие цели?

– В личном плане «тормозом» на пути к цели, в первую очередь, может стать конфликт ценностей – при котором не отделяются личные стремления от навязанных целей. Когда человек неосознанно пытается реализовать чужие цели и амбиции, могут возникать барьеры, внутренние сопротивления – эмоциональные срывы, нервозность, кожные реакции (дерматиты, акне, псориаз), частые головные боли, мигрень, расстройство ЖКТ, нарушения цикла и усугубление ПМС у женщин. Таким образом наш организм посылает нам сигналы, что мы идем не по своему пути, совершаем какие-то действия против своей воли.

Вторая причина – непонимание, что и как делать (нет стратегии). Цель есть, а что предпринять для ее достижения – непонятно. Этот момент относится как к личной, так и к бизнессфере. Чтобы добиться желаемого, нужно выстроить четкий алгоритм действий. При амбициозных долгосрочных планах важно прописать шаги в разрезе краткосрочных действий, начиная с тех, что вы готовы сделать здесь и сейчас. Так мы зададим направление развития, постоянно удерживая фокус.

Цели обязательно должны быть прописаны, чтобы включался механизм «голова/рука». Только тогда они фиксируются в подсознании человека. Этот процесс называется «якорение» – из мира фантазий мы переносим свое желание на бумагу в реальность. Нашей психике важно понимать конкретику. Написание цели на бумаге посылает сигнал мозгу о вере в нее, активирует психику помогать нам замечать нюансы, дополнительные возможности ее воплощения в жизнь.

Для правильной трактовки шагов можно воспользоваться психологическим методом «нейромоделирование ситуации», когда человек в работе со специалистом детально прописывает стратегию достижения. При этом стоит учитывать, что векторов движения может быть несколько – вариантов «если», «а вдруг» никто не отменял. Для усиления фокусировки внимания хорошо работает прием визуализации. Мы все слышали о карте желаний. Картинки с «хотелками» выступают в роли триггера, заставляют нас быстрее идти к намеченной цели и удерживать на ней свое внимание.

Отмечу, что после каждого пройденного шага важно не забывать хвалить себя, соизмеряя вознаграждение. Это станет дополнительным стимулом движения вперед, признанием самоценности.

Третья причина – слабое Эго (самооценка и самоценность). Как правило, нам сложно себя хвалить, гордиться собой и своими достижениями. Чаще всего люди воспринимают себя через оценку от окружающих, опираясь только на нее. Хотя основой личностного роста и успеха является умение гордиться собой и не уменьшать свои заслуги. Многие привыкли быть незаметными, не выделяться среди других. Однако те, кто не побоялся проявить свою уникальность, нередко добивались больших высот. Возьмем, к примеру, известных ученых, изобретателей, новаторов в своем деле.

Похвала должна присутствовать в жизни любого человека, хотя бы на внутреннем уровне, без трансляции вовне. Любое успешное действие должно подкрепляться положительной оценкой, вызывать приятные эмоции, формировать общее психоэмоциональное состояние, на которое влияют два параметра – самооценка и самоценность. Самооценка – это то, что мы думаем о себе в разрезе мнения окружающих. Нас похвалили – значит мы хорошие, поругали – мы плохие. Мы аккумулируем всю информацию извне и смотрим на себя глазами других людей. Самоценность – это внутренний фундамент, как мы сами к себе относимся и что о себе думаем. Для ее повышения применяется практика «Я горжусь»: на бумаге прописывается минимум 10 пунктов, чем вы относительно себя гордитесь, за что можете себя похвалить. Обычно к пятому пункту человек стопорится. Мы работаем с  этой проблемой, помогаем поверить в себя и свою значимость.

Четвертая причина – ограничивающие убеждения (когда ищем причины, почему нет). Порой цель может быть интересной, но на пути к ней встают моменты, которые нас «грызут» изнутри. «Достоин ли я этого», «потяну ли я это» – срабатывает синдром самозванца. Сомнения тормозят нас, заставляют откладывать мечту в долгий ящик. Для бизнеса ограничивающими убеждениями может стать экономическая, политическая ситуация, а также всевозможные сомнения «а что я буду делать, если…». Предприниматели могут бояться расширяться, выходить на новые рынки. Тут важно прописать дерево стратегии с пошаговым алгоритмом действий в различных ситуациях. Пятая причина – вторичная выгода от недостижения цели. Приведу простой пример: жена работает на трех работах, муж уволился и лежит на диване «в депрессии». Вроде он просматривает новые вакансии, но все его не устраивают. Главным барьером является тот факт, что несмотря на статус безработного уровень его жизни никак не меняется. Жена его обеспечивает всем необходимым. Это и является вторичной выгодой. Зачем идти на работу, если ничего не изменится кроме того, что сейчас он лежит на диване, а будет целый день работать? Здесь важно, чтобы женщина не тянула все на себе и обеспечивала, в первую очередь, себя и своих детей.

– Как правильно сформулировать цель?

– Для бизнеса есть так называемый принцип ВОДКИ. Цели должны быть: В – вдохновляющими, О – ограниченными по времени (иметь дедлайн), Д – достижимыми, К – конкретными (полная детализация с прорисовкой мельчайших подробностей – задел для написания стратегии), И – измеримыми (прописывать конкретные суммы предполагаемой прибыли).

– А что с постановкой личных целей? С учетом того что обычно их идет несколько в параллели, как понять, с чего начать?

– Нужно прописать все цели, проставить шкалу их значимости для вас от 0 до 10 (10 – очень важна). На каждую прописать барьер (почему она до сих пор не достигнута), отобразить уровень влияния конкретного препятствия от 0 до 10 (10 – очень влияет). Сопоставить оценки по целям с оценками по барьерам.

Если оценка цели выше – приступить к реализации. Если оценка ниже – подумать, ваша ли это цель или навязанная? Если оценки по цели и барьеру одинаковые – прописать стратегию достижения целей.

+7 (902) 280 09 40

 

Редакция
Топ Менеджмент Тольятти