Все мы не раз ощущали муки выбора, испытывали синдром неуверенности в себе и своих силах, шли вперед по велению общества, а не по зову сердца. О том, как разобраться в себе и своих истинных потребностях и желаниях, как выйти из кризисных состояний, рассказала клинический психолог, психолог, диагност, ЭОТ-терапевт, МАК, арт-терапевт, член ОППЛ, master коуч ICI, член ICI, семейный коуч ECA, индивидуальный и групповой коуч ECA, системный и бизнес коуч консультант ECA ТАТЬЯНА ПАНЧЕНКО.
– Расскажите о себе: как вы пришли в профессию, что вас мотивировало развиваться в данном направлении? Ваш опыт работы?
– Мое знакомство с психологией началось 30 лет назад на педагогическом факультете, где я защитилась по пси – хологии, но выбрала другую стезю в карьере. Я начала с преподавания английского языка, после была перевод – чиком в крупной иностранной компании, затем занялась внешнеэкономической деятельностью, параллельно за – кончила магистратуру ВЭД. Время шло, я набирала опыт работы в разных направлениях и компаниях, даже верну – лась к преподаванию, где реализовала себя как состави – тель методического поурочного планирования для 3 клас – са по ФГОС к программе Л.В. Занкова.
Я ощущала, что весь мой опыт должен слиться в одну це – лостную картину, как в законченное полотно моей само – реализации и предназначения. Так и случилось. Однажды я заехала к знакомым на дачу, так, за чашечкой кофе во время беседы о жизни с мамой знакомого, мне вдруг ста – ли приходить ответы на давно волнующие меня вопросы. Всего 30 минут беседы – и моя реакция и даже поведение изменились. Я стала воспринимать мир по-другому. Тихо наблюдая за собой и своим поведением, знакомилась с новой собой. Это происходило естественно и легко. Слов – но моя структура, как в матрице, перезагрузилась. «Что же со мной произошло?» — спросила я. Мама друга рассказа – ла, что применила в беседе со мной ЭОТ – эмоциональнообразную терапию. Ощутив на себе действие метода, я поняла, в чем и как я теперь буду развиваться. Через 3 дня я поступила на факультеты: эмоционально-образной те – рапии в Институт ЭОТ Н.Д. Линдэ и на психологическое консультирование, диагностику личности в МИП. Далее шли годы учебы, практики, личной терапии и супервизии. Нести метод в массы на пользу клиентам и мировому психотерапевтическому сообществу, дополняя его но – выми открытиями на пользу всему человечеству – мой главный внутренний мотив. Опыт работы и образование позволяют мне работать как с клиентами различного возраста и сфер деятельности, так и с запросами любой сложности.
– Вы являетесь ЭОТ-терапевтом. В чем преимущество эмоциональнообразной терапии? Какие задачи она решает? Средняя продолжительность курса?
– Главное преимущество эмоционально-образной терапии в ее экологичности и эффективности для клиента. ЭОТ успешно применяется для клиентов всех возрастов, используется в качестве сопровождения беременности и родов, применяется в работе с младенцами и детьми через суррогатные сессии в семейной и групповой терапии. Метод подходит как для краткосрочной терапии с запросами до 10 сессий, так и в долгосрочной терапии. Результат ощущается уже после первой сессии. ЭОТ используется в качестве скорой помощи для снятия таких состояний, как паническая атака, сердечные приступы. ЭОТ – многоплановый метод и применяется в работе с любыми запросами клиента. Длительность работы определяется индивидуально после первичной диагностики клиента с учетом его запроса.
– Каким образом происходит психологическое консультирование?
– Клиент записывается и приходит на первичную диагностическую сессию. Если это очный визит – он происходит в кабинете, в случае онлайн-консультации – клиенту высылается ссылка на встречу в ZOOM или мессенджере. В процессе знакомства устанавливается контакт, я рассказываю о методе, правилах захода в сессию и выхода из нее. Клиент озвучивает или формулирует свой запрос на терапию. После диагностической беседы я даю обратную связь, в которой содержится план работы и ответы на вопросы клиента. Идти или нет в процесс решает клиент.
Структура последующих сессий:
- шеринг (с чем пришел?);
- формулировка запроса на сессию;
- заход в сессию;
- терапия;
- выход из нее на ресурсе;
- шеринг (с чем уходит?).
– Помогаете ли вы раскрыть сексуальность и, как следствие, усилить уверенность в себе?
– Да, в практике я часто встречаюсь с этим запросом как у женщин, так и у мужчин. Препятствием к раскрытию в сексуальности является предписание «Не проявляйся». Его влияние распространяется почти на все сферы жизни: межличностную коммуникацию, проявленность через слово и действие в различных формах, самопрезентацию, внешний облик и манеру держаться в обществе, наличие индивидуального стиля и харизматичности, уверенность в себе и своей позиции, взглядах. Человек страдает от этого предписания, так как все силы тратятся на то, чтобы не дать себе проявиться. Главное, что ему почти не известно чувство удовлетворения от проявленности. Но это не приговор! Дойдя до первопричины – установку можно снять контрпредписаниями. Положительный эффект наступает сразу. У клиента появляются желания и идеи как, где и в чем можно проявиться, а также силы на осуществление задуманного. Человек свободно проявляющийся ощущает себя достойным внимания и уверен, что с ним все хорошо и с миром вокруг тоже. Я – окей и мир – окей, так как он принимает меня.
– Правда ли, что все наши проблемы родом из детства? Насколько важно проработать вопрос взаимоотношений с родителями?
– Ссылаясь на предыдущий ответ, отмечу, что все, кто принял предписание «Не проявляйся», впервые его получают в раннем детстве, от родительских фигур или значимых взрослых. Именно они транслируют то, каков этот мир и как можно с ним и в нем взаимодействовать с другими людьми. Очень важно, чтобы родители или те, кто вместо них, были чуткими и внимательными к потребностям ребенка, понимали и удовлетворяли их, способствовали его здоровому, гармоничному взрослению. Тогда и ребенок будет расти, развиваться в здоровую, автономную, полноценную личность. К сожалению, далеко не у всех такие родители. Полученные в детстве знания и опыт общения с родителями формируют для каждого из нас уникальную картину мира. Даже у однояйцевых близнецов может сформироваться различное восприятие мира и себя в нем. Можно ли в личной терапии изменить или убрать негативное влияние, изменить вектор? Можно. В ЭОТ есть такая практическая возможность. Согласно теории Альфреда Адлера о ранних воспоминаниях, мы опираемся на то, что воспоминания не способны вступить в противоречия со стилем жизни и случайных воспоминаний не бывает. Мы прибегаем к этим воспоминаниям в терапии, для того чтобы проанализировать и лучше понять, каков мир клиента и как он сам взаимодействует с ним и в нем, как видит себя и других, и то, как он справляется с жизненными трудностями на своем пути. Все жизненные сценарии формируются до 5 лет. В этом возрасте ребенок живет с родителями. Они имеют на него огромное и основное влияние. Поэтому прорабатывать детско-родительские отношения важно и нужно. Почти с каждым запросом попадаем в ситуации, где есть родители и их влияние. Бояться этой темы не стоит. Она абсолютно рабочая. ЭОТ имеет богатый практический опыт в данном направлении. Как результат от терапии мы наблюдаем реновацию в отношениях между взрослыми родителями и детьми, ровно как и с молодыми родителями и их маленькими детьми. Даже если родителей уже нет в живых, с помощью ЭОТ есть возможность восстановить утраченное и восполнить недоданное – прожить и интегрировать в психику новый положительный опыт родительской любви и поддержки. Отмечу только одно, что жизнь после этого уже никогда не будет прежней.
Об ЭОТ можно говорить долго и много, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому приглашаю всех познакомиться с эмоционально-образной терапией, ощутить всю глубину метода, убедиться на собственном опыте в ее эффективности. Буду рада стать вашим проводником в мир ЭОТ
татьянапанченко.рф
ул. Юбилейная, 40, МТДЦ «Вега», 5 эт., оф. 5018
tanechka.panchenko@internet.ru
+7 (964) 970 82 75