В Самарской области на сегодня работают порядка 4000 промышленных предприятий. О том, какие меры господдержки существуют на региональном и федеральном уровнях, какова роль кластеров в развитии промышленности в условиях санкций и что дает молодым предпринимателям участие в общероссийской премии «Молодой промышленник года», журналу «Топ Менеджмент» рассказал министр промышленности и торговли Самарской области ДЕНИС ГУРКОВ.
– Как вы относитесь к госпрограмме по развитию экспорта «Сделано в России»?
– Программа «Сделано в России» направлена на популяризацию отечественных товаров. Производителям, которые будут представлены на международных рынках, поставлена задача до конца 2030 года увеличить объем выпуска несырьевых, неэнергетических товаров на 2/3 относительно 2023 года, пищевых продуктов – в 1,5 раза относительно 2021 года. Разумеется, мы все понимаем высокую значимость подобных проектов. Ведь чем больше товаров мы экспортируем, тем больше средств вливается в развитие экономики Российской Федерации.
– В Минпромторге есть проект «Самарский продукт», «Сделано в Самарской области». Расскажите о нем подробнее.
– Более пяти лет мы продвигаем местных производителей. На сегодняшний день 356 предприятий участвуют в проекте «Сделано в Самарской области», порядка 3500 товаров зарегистрировано под брендом «Самарский продукт».
Замечу, это не просто надпись на продукте. Сейчас мы таким образом выстраиваем взаимоотношения с федеральными и региональными торговыми сетями, чтобы именно у наших забрендированных товаров была приоритезация при размещении на полках в магазинах.
Плюс ко всему недавно мы провели «Школу ритейла» с привлечением торговых сетей. Открыли новое направление работы с подрядчиками. Это было первое мероприятие в Самарской области, в рамках которого ключевые промышленные компании страны, к примеру «Транснефть-Приволга», абсолютно открыто заявили о себе и пригласили в качестве подрядчиков самарские предприятия из сферы строительства и производства.
– Планируется ли отдельный проект для производителей детских товаров?
– Да, в этом году нами был зарегистрирован бренд «Самарский продукт. Сделано для детей», под которым уже 195 предприятий региона выпускают свою продукцию для юного поколения.
Прорабатываются дополнительные меры поддержки как в рамках областного ФРП, так и по спецпрограмме для производителей детских товаров.
К сожалению, на сегодняшний день на рынке Самарской области и в стране в целом большое количество изделий ненадлежащего качества. Особые нарекания предъявляются к пластиковым и резиновым игрушкам, часть из которых вредна для здоровья.
Исходя из сложившейся ситуации, мы стараемся перенастроить рынок под внутренних производителей, готовых нести ответственность не только за качество, но и за безопасность продукции.
– Насколько активно региональная промышленность работает относительно темы импортозамещения? Наибольшие достижения в этом направлении?
– Мы, безусловно, не закрываемся от внешнего мира, но импортозамещение становится важнейшим элементом нашей стратегии достижения технологического суверенитета.
Самарская область исторически промышленно развита. Работа в направлении импортозамещения велась и до наступления санкционной нагрузки. Так, мы занимаем лидирующие позиции в ракетостроении во всем мире. 100% пилотируемых ракет, запускаемых с территории РФ, производятся на РКЦ «Прогресс». Важно отметить, что передовые технологии завода применяются и в гражданской промышленности.
Если говорить о других примерах, то импортозамещение происходит и в автопроме. Яркий пример – АО «АВТОВАЗ». В условиях разрыва логистических цепочек автозавод совместно с российскими поставщиками смог заместить более 200 позиций компонентов и материалов, заблокированных к поставке. Предприятие «Рулевые системы», крупнейший российский производитель рулевых механизмов с усилителем и без, реализует ряд импортозамещающих проектов.
Другие примеры включают ООО «Завод кондиционеров «Август», который производит компрессоры для сельхозтехники, ООО «Брозе Тольятти Автомотив», планирующее локализовать выпуск стеклоподъемников для LADA, и ООО «ДИПО», завершившее производство горловины топливного бака, ранее импортируемой из Европы. Работы по импортозамещению также идут в сфере электротехнического и радиоэлектронного оборудования.
Есть примеры импортозамещения в сельхозмашиностроении, подшипниковой отрасли, станкостроении, роботостроении и производстве электротехнического и радиоэлектронного оборудования. И хоть сервоприводы в регионе пока не производят, но мы в этом направлении двигаемся. И в скором будущем сможем говорить о полноценном роботостроении в Самарской области.
– Какие ключевые отрасли, в первую очередь, планирует поддержать Минпромторг?
– Сейчас важно наладить выпуск средств производства. Несмотря на то, что Самарская область – лидер в применении роботов на предприятиях, к примеру АВТОВАЗ обладает практически полностью современным, высокотехнологичным автоматизированным производством (манипуляторы, автоматические тележки, системы для сборки и комплектации автомобиля), сегодня стоит усилить станкостроение, роботостроение в промышленном секторе.
Говоря про АВТОВАЗ, стоит отметить его уникальность не только в России, но и за рубежом – локализация составляет свыше 90%. Не каждое мировое автопромышленное предприятие может себе позволить локализовать производство двигателей КПП, элементов подвесок, кузова и других комплектующих.
– Какова роль кластеров в развитии промышленности в условиях санкций?
– Кластер – не что иное, как промкооперация, без которой сложно рассматривать развитие промышленности. Если нет прямых взаимоотношений с промышленными предприятиями в процессе реализации сырья, комплектующих для окончательного цикла сборки, могут появляться посредники, которые будут при перепродаже добавлять стоимость продукции.
Сейчас мы говорим об экономической эффективности кластерной политики. В процессе создания кластеров возникает прямая кооперация промпредприятий, которые, в первую очередь, получают экономическую эффективность за счет уменьшения количества или исключения посредников в цепочке и качественного улучшения продукции, которое достигается путем прямого взаимодействия заказчика и исполнителя. На сегодня у нас есть два кластера, зарегистрированных в реестре Минпромторга – «Кластер автомобильной промышленности», «Кластер инновационного станкостроения «РУДА».
Также на данный момент перед нами стоит задача до конца года сформировать минимум 6 кластеров в разных отраслях. Когда предприятие входит в зарегистрированный кластер, мы берем на себя полное документальное сопровождение. От компании требуется только готовность выполнять заказы в точности с предписанием в указанный срок.
Мы можем самостоятельно «упаковать» кластер и помочь зарегистрировать его в Минпромторге РФ. В чем плюсы вступления в кластер? Во-первых, каждый участник может получить прямое финансирование до 150 млн рублей на приобретение первой пилотной партии. Во-вторых, при подписании СПИК (специальный инвестиционный контракт) участник может снизить свою налоговую нагрузку в части внебюджетных фондов до 6–7%.
Так, в настоящее время мы с холдингом «Металлсервис» прорабатываем запуск металлургического производства, в рамках которого будет организовано прокатное мелкопрофильное производство. Стоимость проекта уже превышает несколько миллиардов, и «Металлсервис» в рамках федерального финансирования сможет получить кредит от 2 до 100 млрд рублей.
Это одни из самых простых мер содействия, которые лежат на поверхности. Участников кластера мы напрямую поддерживаем как в формате областного, так и федерального ФРП при выходе их потребностей за региональные лимиты.
– Какие меры поддержки для больших промышленников есть сегодня?
– В рамках регионального Фонда промышленности Самарской области (ГФРП) мы разработали порядка 8–10 новых продуктов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку, например, поддержка производства беспилотников, роботостроения, станкостроения, мебельной, легкой и пищевой промышленности.
Сейчас у нас идет реорганизация ГФРП, через 2–4 недели новые продукты будут запущены. В рамках ГФРП на этот год у нас запланировано порядка 800–900 млн рублей льготного кредитования наших промышленных предприятий. Это очень серьезная сумма. С учетом того, что в среднем востребованность на один проект составляет 30–50 млн, мы сможем поддержать 20–30 организаций.
Также у нас есть Региональный центр компетенции в сфере производительности труда Самарской области (РЦК), который помогает нашим промышленникам увеличить производительность труда, внедряя инструменты бережливого производства в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Есть примеры, когда благодаря изменению внутрицеховой логистики результат был улучшен в 8–10 раз.
В этом году РЦК поставлена амбициозная задача – увеличить в 2 раза количество проектов. Если за прошлый год наши промышленные предприятия в рамках повышения производительности труда осуществили 24 проекта, то в 2025 году их запланировано более 55. Будем надеяться, нам удастся их все осуществить.
Национальный проект «Производительность труда», который стартовал у нас в регионе в 2018 году, перерос в федеральный и входит в состав нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». На сегодня в проекте более 190 компаний разных отраслей промышленности. Спектр участников теперь будет расширяться за счет организаций и учреждений социальной и медицинской сферы.
Продолжая разговор о мерах поддержки, скажу о запуске прямых программ. Понимая, что ключевые зарубежные производители ушли из легкой промышленности, мы активно стараемся занять освободившуюся нишу. Нами разработана программа прямого субсидирования затрат текстильных и мебельных производств, которая стартует в этом году.
В целом, мы в ручном режиме сопровождаем предприятия, реагируем на все просьбы, в том числе подстраиваем в рамках действующего законодательства нормативно-правовые акты под их потребности. К примеру, при посещении одного из заводов сотрудник пожаловался, что трамвай приходит на 5 минут позже начала рабочего дня. Мы договорились с трамвайным депо о сдвиге графика для удобства рабочих.
С учетом того, что в Самарской области более 4000 промышленных предприятий, для нас это большая временная и физическая нагрузка. Надеемся, в ближайшее время мы выработаем систему решения наиболее распространенных вопросов.
– Принимает ли участие регион и молодые бизнесмены в общероссийской премии «Молодой промышленник года»? Что она дает?
– В этом году в премии принимает участие максимальное количество молодых промышленников за всю историю ее существования. Уже 10 компаний подали заявки от области.
Всего же на премию подали заявки более 700 участников из 69 российских регионов, и это свидетельствует о растущем интересе к конкурсу и вовлеченности молодежи в промышленность. Мы уверены, что в этом году мы войдем в топ-100, и будем очень стараться войти в топ-10.
Во-первых, премия дает интеграцию нашей промкооперации с другими регионами. Ведь другие участники – это также активные промышленники с определенным оборотом, зарекомендовавшие себя в других областях. Предприниматели лично знакомятся, общаются, выстраивают кооперационные цепочки.
Во-вторых, мероприятие обеспечивает прямой доступ в федеральный Минпромторг, организующий периодические встречи с первым вице-премьером Денисом Валентиновичем Мантуровым, потому что он курирует это направление, в свое время запускал «Клуб молодых промышленников», председателем которого сейчас является Антон Ковалев.
Каждый участник, вошедший в топ100, не говоря про топ-10, заявляет о себе на федеральном уровне, что говорит о компетенциях, развитии его предприятия и высокой оценке проделанной работы.
– Мы встречаемся накануне Дня космонавтики. На ваш взгляд, какими достижениями славится аэрокосмическая промышленность региона сегодня?
– Канун Дня космонавтики – это отличный повод рассказать о наших достижениях. Самарская область имеет глубокие исторические корни в освоении космоса. Наша ракета-носитель сыграла ключевую роль в том, чтобы Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, что навсегда закрепило за Россией статус мировой космической державы. Благодаря мужеству Гагарина и самоотверженной работе ученых и специалистов нашей отрасли мы продолжаем прославлять эту традицию.
Сегодня перед космической индустрией стоят серьезные задачи и новые вызовы, особенно с появлением новых игроков на рынке коммерческих запусков. Важно, что именно наши инженеры и конструкторы готовят к запуску новую ракету-носитель «Союз-5», которая будет служить нуждам современности.
Мы гордимся достижениями таких предприятий, как АО «РКЦ «Прогресс», ПАО «Кузнецов», АО «Металлист-Самара», АО «Тяжмаш» и других. Их продукция десятилетиями демонстрирует свою надежность и эффективность и по праву считается одной из лучших в мире!