Каждому знакомо выражение: «Все болезни – от нервов». И это не просто слова. В психологии и медицине существует понятие «психосоматика». Многие недуги, включая бесплодие, имеют в своей основе психологические причины. О том, каким образом происходит проработка страхов, переживаний и тревог, мешающих полноценной здоровой жизни, нам рассказала член ОППЛ (Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги), психолог, клинический психолог, диагност, ЭОТ терапевт, практикующий по направлениям: психосоматика, клиническая диагностика, сексология, репродуктология и перинатальная психология, КПТСР и боевое ПТСР в форматах индивидуальной и групповой терапии, ТАТЬЯНА ПАНЧЕНКО.
– Татьяна, вы активно развиваетесь в психосоматике и у вас есть статьи, публикации, выступления на международных конференциях и конгрессах. С чем вы работаете?
– Я работаю с психосоматическими запросами любой направленности. Чаще всего обращаются с запросами в сексуальной сфере, проблемами, связанными с женским и мужским здоровьем: аноргазмией, парафилиями, бесплодием различного генеза, сопровождением беременности. Обращаются с психосоматикой ЖКТ, головными болями и мигренями, РПП, лишним весом, проживанием горевания-утраты, фобиями, тревогами, депрессией, аллергиями, астмами, конъюнктивитами, паническими атаками и т.д.
– Консультации по психосоматическим запросам должны проходить в кабинете, как у обычного доктора, или это может быть формат онлайн-консультирования?
– Приемы ведутся: очно – в кабинете и в онлайн-формате. Разницы в качестве оказываемой услуги в онлайн- и офлайн-работе со стороны психолога нет. Клиент сам выбирает формат, который ему удобен. Можно начать очно и впоследствии перейти на онлайн-консультирование. На очный прием требуется лично прийти в кабинет психолога с актуальным запросом на терапию, желая его изучить и разрешить. Для онлайн-консультации предоставляется ссылка с доступом к встрече на назначенное время и дату. Придется самому позаботиться об устойчивом интернет-соединении для выхода в онлайн-консультирование, о помещении, где клиент сможет вести доверительную и откровенную беседу с психологом наедине. Приготовить питьевую воду, салфетки, лист бумаги, ручку или карандаши для личных записей.
– Темы и запросы, с которыми вы работаете, достаточно деликатны и непросты. Как быть тем клиентам, кто переживает и боится довериться специалисту?
– Соблюдение этических норм, конфиденциальности и неразглашения информации, полученной в психотерапевтическом процессе, человеколюбие, вера в клиента, индивидуальный подход, профессионализм и внимательность к деталям с гибкостью в заданных рамках процесса — это то, что я гарантирую своим клиентам.
– В последнее время открывается все больше и больше клиник, занимающихся проблемами бесплодия, что говорит об актуальности запроса у населения. Далеко не в каждой есть свой психолог. Обращаются ли к вам пациенты ВРТ?
– С помощью психолога можно разобраться в причинах возникновения проблем со здоровьем. Обращаются за консультацией и пациенты ВРТ сами, и по направлению лечащего врача. Запросы направлены на выяснение причин и терапии: бесплодия первичного и вторичного разного генеза; внематочной беременности, замершей беременности, страхов, горевания по утраченной беременности или ребенку, ипохондрии, проблемам с женским и мужским здоровьем, отношениями в паре или между супругами, сопровождением беременности, психосоматикой у беременных (токсикозами), подготовкой к родам.
– Какова психологическая природа бесплодия?
– Она довольно разнообразна. Я опишу самые основные модели, которые встречаются в практике. Ипохондрия, тревожное расстройство или состояние Тревожное поведение прививается в семье родителями или близкими ребенка. Тогда окружающий мир становится опасным. Тревога за свою жизнь блокирует желание иметь детей. Сюда же можно отнести случаи, когда человек находится на территории или в условиях реальной опасности для жизни по каким-либо не зависящим от него причинам. Относятся ситуации с любым видом насилия или неуверенностью в партнере, включая финансовую.
Родительские предписания, семейные установки
Конечно, близкие и родные нам люди всегда хотят для нас только хорошего. Именно из этих побуждений щедро делятся с нами своим жизненным опытом, дают советы и предписания, проводят параллели, рассказывают, что именно нас и наш род отличает от других. Какими мы должны быть, чего от нас ожидают и какими не должны быть никогда. Это включает и рассказ о беременности и родах, что может негативно сказаться.
Модель горевания
Возникает в случаях, если пара или один из партнеров уже в своей жизни столкнулся с утратой ребенка, плода, замершей беременностью, абортом, внематочной беременностью, выкидышем, синдромом внезапной смерти младенца. Если горевание по утрате не завершено, то может возникать желание родить замещающего ребенка (взамен утраченного), назвать его тем же именем и таким образом восполнить утрату. Может также возникнуть противоположное решение и желание никогда больше не иметь детей – чтобы не встретиться с повторной утратой.
Ранняя парантификация, смена семейных ролей
Случается, что детям приходится взять на себя роль родителя, приняв заботу о младших или старших братьях и сестрах и даже родителях. Человек уже устал от роли отца или матери! Освоил ее, когда не был готов. Сам же не реализовал свой собственный детский потенциал. Теперь, когда мог бы стать родителем своим детям, внутри рождается конфликт интересов, как результат – бесплодие. Такое проявление встречается как у мужчин, так и у женщин.
Модель вторичных выгод
Любая болезнь, имеющая в своей основе психосоматическое проявление, подразумевает мощные вторичные выгоды, хотя на первый взгляд это кажется абсурдным. Иными словами: через болезнь человек достигает удовлетворения своей внутренней потребности, так как напрямую закрыть ее не может в силу ряда причин.
Трансгенерационная травма — это началось не с вас…
Мы можем не знать семейной истории, но она на нас оказывает влияние. Травма или предписание передаются нам в наследство. Это действует в нас от того, что мы соединяемся с историей своего рода. Например: лучше не иметь детей, чем их потом хоронить. У прабабушки погибли дети в блокаду.
Модель жизненного опыта. Травма своя или чужая
Когда пара или один из партнеров встретились с негативным опытом – своим или чужим (утрата, тяжелые роды и т.п.). Свой опыт может развить страх повторения, чрезмерное беспокойство и внимание к здоровью и самочувствию. Тревожные мысли, запускающие психосоматические процессы. Чужой опыт сильно впечатляет, эмоции и события принимаются человеком и проживаются как свои собственные и навсегда остаются в психике вместе с принятыми решениями и выводами.
Это и запускает кольцевую модель. Симптом вызывает Страх – Страх усиливает Симптом, Симптом вызывает подкрепление и новый Страх – как следствие, усиление Симптома. Выйти из этого порочного круга можно, разорвав цепочку, встретившись со страхом в терапии: исследовав его; отпустив чужое; прожив свое; приняв опыт – найти и сформировать новое решение. Для такого процесса и нужен специалист – психолог в области психосоматики. Не стесняйтесь обращаться за консультацией, я всегда рада буду вам помочь.
+7 (964) 970-82-75
татьянапанченко.рф
МОСКВА, Волоколамское ш., к. 1, оф. 489
ТОЛЬЯТТИ, ул. Юбилейная, 40, МТДЦ «Вега», 5 эт., оф. 5018