Самарская область занимает лидирующие позиции в автомобильной промышленности Российской Федерации. Несмотря на определенный спад розничных продаж предприятия продолжают трудиться над новыми интересными разработками. О том, какие меры вводятся для поддержки отрасли, чем в ближайшее время порадует своих потенциальных потребителей «АВТОВАЗ» и когда ожидать послабление ключевой ставки по автокредитованию, нам рассказал министр промышленности и торговли Самарской области ДЕНИС ГУРКОВ.
– Какие меры со стороны Правительства Самарской области предпринимаются для устойчивого развития автомобильной промышленности региона?
– Вопрос сложный, потому что связан не только с автомобильной промышленностью региона, но и России в целом. На сегодняшний день мы наблюдаем общемировой спад продаж в данном сегменте рынка.
Губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев, Правительство Самарской области рассматривают различные варианты поддержки АВТОВАЗа в связи с сокращением производства. Так, уже принято предварительное решение о сохранении оклада рабочих с учетом перехода большинства на четырехдневный график. Материальные издержки будут компенсироваться за счет федерального и регионального бюджетов.
Понимая необратимые потери автокомпонентной отрасли, Государственным фондом развития промышленности Самарской области была разработана программа поддержки ее участников – льготные займы, в том числе на пополнение оборотных средств.
– Сколько предприятий, связанных с производством автокомпонентов и автомобильной промышленностью, функционирует в области на данный момент? Какой объем рабочих мест они обеспечивают?
– На сегодня в регионе функционирует порядка 450 предприятий, напрямую связанных с деятельностью АВТОВАЗа, – это не только поставщики, но и предприятия-подрядчики, работающие в его периметре. Они, как и завод, подверглись общей проблеме снижения спроса. На сегодня уровень спада составляет порядка 27%. К сожалению, столь высокая цифра послужила причиной выбывания части сотрудников компаний из производственной цепи (вынужденный отпуск, увольнение). Это необходимая мера для сохранения ряда компаний «на плаву».
В Группе «АВТОВАЗ» трудится более 47 тысяч человек (только в АО «АВТОВАЗ» трудится почти 37 тысяч сотрудников). Экосистема АВТОВАЗа увязывает между собой 1 650 поставщиков с численностью около 500 тыс. работников и 338 дилерских центров по всей стране, а также дочерний банк, инженерные центры, логистические комплексы, магазины запчастей и многое другое.
Автомобильная промышленность является одной из основных отраслей экономики Самарской области, обеспечивая порядка 20% промышленного производства региона и занятость около 60 тысяч его жителей. А если учесть все эти трудовые коллективы вместе с членами семей, получится, что от деятельности автозавода зависят стабильность и благополучие порядка 300 тысяч человек.
– Испытывает ли отрасль кадровый голод? Какие специальности наиболее востребованы и каким образом восполняется дефицит?
– Если говорить про автопром в целом, то, конечно, как и в других отраслях, он испытывает голод, особенно в части рабочих специальностей. Однако в связи со спадом производства набор временно закрыт. Принятые ранее на АВТОВАЗ сотрудники частично будут переформатированы с основного цеха в непрофильные производства, к примеру в ремонтные службы.
– Какие задачи решает Кластер автомобильной промышленности Самарской области?
– Кластер решает стандартные задачи, основу которых составляет кооперация. К примеру, локализация или разработка новых автокомпонентов, необходимых для производства отечественных автомобилей.
– Ощутил ли АВТОВАЗ новый виток развития в связи с появлением LADA Iskra? Насколько это конкурентоспособная модель?
– Конечно, это конкурентоспособный качественный автомобиль в бюджетной линейке, соответствующий всем современным техническим параметрам. В ближайшее время он заменит «Ладу Гранту», сможет стать достойным соперником аналоговым моделям из Поднебесной и Европы. По моему мнению, LADA Iskra гораздо интереснее во всех отношениях широко известного Renault Logan, находящегося в одном ценовом диапазоне с вазовской новинкой. К тому же Iskra определенно выигрывает в плане технического обслуживания с учетом развитой дилерской сети на территории Российской Федерации.
– Ожидается ли снижение процентной ставки для покупателей отечественных автомобилей? Какие льготные госпрограммы реализуются сегодня?
– На текущий момент в России продолжает реализовываться государственная программа льготного автокредитования «Семейный автомобиль», позволяющая получить скидку 10–40% на покупку нового автомобиля 2025 года. К участию допускаются семьи с детьми до 18 лет, а также другие категории граждан, включая участников СВО и их ближайших родственников.
С 2025 года дополнительно действует госпрограмма для медицинских работников и педагогов, предоставляющая скидку 20% на покупку нового отечественного автомобиля стоимостью до 2 млн рублей. Таким образом, к примеру, при выборе бюджетного варианта LADA Granta можно сэкономить до 200 000 рублей, LADA Iskra или LADA Vesta – до 400 000 рублей. При приобретении продукции АВТОВАЗа организациям также предоставляется возможность льготного лизинга.
Послабление процентной ставки – общефедеральная повестка Президента России Владимира Владимировича Путина. Мы все очень надеемся, что тенденция ее снижения продлится и к концу года ставка упадет еще на 2%. Цели, поставленные перед Центральным Банком России по удержанию инфляции, достигнуты, и сейчас крайне важно создать благоприятные условия развития экономики. Самая эффективная мера – это «дешевые» деньги на потребительские цели населения.
– Как обстоят дела со сбытом продукции? Какие машины наиболее востребованы на внутреннем и внешнем рынках?
– К сожалению, 2025 год показал отрицательный тренд для автопрома. Рынок сбыта легковых машин на сегодняшний день просел на 26–27%, до конца года цифра может достичь уровня 30%. Снижение спроса на коммерческие автомобили составляет 40–45%, на автобусы – до 60%.
Наиболее востребованными остаются бюджетные модели. В скором времени, после ухода с основного конвейера модели LADA Granta, наиболее доступным вазовским авто станет LADA Iskra, которая уже запущена в серийное производство.
Стоит сказать, что на вторую половину 2026 года намечен выход в свет нового компактного кроссовера LADA Azimut. Автомобиль построен на усиленной базе LADA Vesta, имеет передний привод и получит три варианта двигателей: два собственных модернизированных атмосферных объемом 1,6 и 1,8 литра, а также покупаемый турбированный 1,5-литровый. Его презентационный образец уже окрестили «гаджетом на колесах». Он ничем не уступает зарубежным аналогам, полностью отвечает современным техническим требованиям. Я лично тестировал автомобиль и остался им весьма доволен.
АВТОВАЗ был и остается лидером легкового автомобилестроения не только в Самарской области, но и на территории всей Российской Федерации. В отношении LADA Azimut он демонстрирует невероятно высокие темпы работы. Если обычно в России с момента презентации образца до выхода на конвейер уходит приблизительно три года, то здесь завод намерен уложиться всего в один год.
– Когда, по вашему мнению, можно ожидать рост спроса на отечественные автомобили?
– Мы все надеемся, что пониженный спрос из-за высоких процентных ставок по депозитным вкладам пройдет, и 2026 год продемонстрирует нам положительную динамику в плане реализации продукции отечественного автопрома, который, повторюсь, имеет явные преимущества за счет развитой дилерской сети и лояльности в обслуживании.