ДИРЕКТОР ХОККЕЙНОГО КЛУБА НЕ О ХОККЕЕ

В разговоре о публичных лицах мы в первую очередь вспоминаем про их заслуги в той области, которая принесла им широкую известность.
При этом зачастую совершенно не знаем об оборотной стороне их жизни и увлечениях. Данным интервью мы решили приоткрыть завесу и рассказать о жизни генерального директора хоккейного клуба «Лада» АЛЕКСАНДРА ЧЕБОТАРЕВА вне хоккея.

ДИРЕКТОР ХОККЕЙНОГО КЛУБА НЕ О ХОККЕЕ

– Александр, 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Вы имеете к данному направлению непосредственное отношение: кандидат юридических наук, профессор НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Международное и национальное спортивное право», на которой готовят юристов для спортивной отрасли.

– Да, и педагогика, и наставничество присутствуют в моей деятельности. Но большей частью в этом заслуга той парадигмы, которая выстроена в «вышке». Что касается лично меня, то педагогике мне пришлось учиться по ходу работы. Где-то мне помогало то, что я взаимодействую с ребятами, имеющими базовое юридическое или иное образование и чаще – уже с работающими в спортивной юриспруденции. То есть я использую исключительно личный багаж знаний и опыта. Это проще и эффективнее, чем пересказывать чужие мысли из учебников. Этим ремеслом занимаюсь более восьми лет.

– Известный спортивный адвокат, профессиональный юрист, как вы пришли в эту профессию? Насколько я понимаю, желающих среди маститых профи уйти в преподавательскую деятельность немного. Одно дело быть экспертом в телепрограмме, например, что сейчас модно, но совсем другое – изо дня в день готовиться к занятиям, читать лекции, экзаменовать студентов.

– И тут вы правы. Да, проще назваться экспертом и выступить по какому-либо вопросу. Маловероятно, что тебе потом позвонят и скажут, что ты ошибся в оценках ситуации. Другое дело, когда ты готовишь ребят в течение года-двух и их экзаменует госкомиссия, а затем и сама жизнь. Это более ответственное занятие. Плюс с выпускниками в дальнейшем пересекаешься по работе и слышишь отзывы о них от коллег. Тут халтура сразу раскроется. Являясь в бэкграунде правоведом, юристом, ты имеешь достаточный потенциал, опыт, знания для работы, а значит, у тебя есть чем поделиться со слушателями и научить их ремеслу.

– Что скажете про нынешнюю молодежь? Чему ее можно научить, а чему нет? Есть ли какие-либо секреты в общении с нынешним поколением?

– Молодежь нынче, конечно же, иная, нежели были мы. Не хочу занудствовать по поводу извечной проблемы отцов и детей, но для меня очевидно, что в каждом поколении есть ребята, желающие научиться и обучаемые, имеющие пытливый ум и по-хорошему дерзкие в учении, равно как есть ленивые и необучаемые. Мне, как ни странно, проще работать с детьми и взрослыми, которые учатся на платных программах. Эти слушатели заплатили деньги в университет и пытаются из педагога выжать максимум, и это правильно. При этом всегда объясняю учащимся, что, оплачивая обучение, они не покупают преподавателя.              Нынешних студентов отличает то, что их нельзя обманывать. Любую информацию они тут же перепроверят в интернете. Кроме того, система ЕГЭ привела к тому, что дети разучились аргументированно спорить, говорить с преподавателем, логически грамотно писать, а для юриста это очень важно. Я никогда не заставляю ребят что-то учить, но на занятия ко мне приходят и подростки из других потоков. Всегда веду себя с ними на равных, но не допускаю панибратства. Не самоутверждаюсь за счет них, не ухмыляюсь над неправильным ответом. Наоборот – любой промах в ответах пытаюсь выправить вместе со слушателями. Считаю, что они имеют право дерзить в разумных пределах, быть ершистыми, несговорчивыми. А когда протестовать против всего и всех, как не в студенческие годы? Тут главное – вовремя привести жизненный пример, который ярче всех убеждений заставит задуматься и воспринимать ситуацию иначе. Не подавляя и не оспаривая юношеского порыва и желания у ребят здесь и сейчас изменить мир, учу их модифицировать что-то на конкретном месте работы.

– Мне кажется, что вы несколько преувеличиваете роль преподавателя,  особенно для нынешней молодежи, которая верит больше блогерам, чем наставникам.

– Нисколько. Кто-то из мудрецов сказал, что тот, кто не строит школы, через двадцать лет будет строить тюрьмы. И это правда. Мне часто звонят мои выпускники, которые уже работают по 3-5 лет (а в спортивной юриспруденции это уже крепкие специалисты), и спрашивают совета. В основном вопрос касается не как нужно сделать с точки зрения закона (они и сами это знают), а как бы я поступил в этой ситуации. И я отвечаю. Кто-то соглашается, но есть и те, кто делает по своему, и я рад этому. Иногда важно, чтобы ты, высказав свою точку зрения, только лишь подтвердил уже сформированную у кого-то позицию.

– У вас несколько десятков различных научных статей по спортивному праву, монографий, учебных пособий, глав в учебниках. Когда на все это находите время?

– Знаете, я стал любить писать. Сейчас для меня это уже необходимость, без этого уже не могу. Научно-исследовательская деятельность – высший пилотаж в педагогической деятельности. Мне кажется, что если я не буду делиться опытом и знаниями, то меня просто разорвет от накопившегося и не переданного материала. Но ведь мало поделиться этим со студентами. Важно, чтобы твою точку зрения на проблему узнали и коллеги. Кто-то покритикует, кто-то согласится. А это возможно через публикации, выступления на научных конференциях.

БЛИЦ-ОПРОС
Что больше всего цените в людях?
– Профессионализм и честность.
– Чего не любите в них?
– Наглость, хамство, безответственность и высокомерие.
 – Стиль в одежде?
– Удобный.
– Жизненный девиз?
– Не дай ударить себя по левой щеке, чтобы не пришлось подставлять правую.
– Религиозность?
– Без комментариев.
 – Пожелание читателям?
– Мира.

– Если вы уже достаточное время занимаетесь педагогикой, то наверняка у вас есть какие-либо мысли об образовании в России.

– Конечно. В настоящее время Россия выходит из Болонской системы образования, и считаю, что это оправданно. Необходимо отменять ЕГЭ и вводить обычную систему вступительных экзаменов в вуз, а количество тестов, как форму итогового тестирования, искоренять. По-моему, достаточный срок обучения в вузе – 4-6 лет, в зависимости от специализации. Количество аккредитованных государством вузов стоит сократить, создать на их месте среднеспециальные училища и техникумы (колледжи). Обязательным этапом образовательного процесса сделать профильную практику. Тут нетрудно усмотреть контуры «советского» образования. Считаю, что оно было действительно лучшим. Ведь основная цель Болонского соглашения – создать конкуренцию между вузами Европы и вузами США и Канады, упростить систему переходов и признания иностранных дипломов. Но что мы в итоге получили? Фактически работодатели в большинстве своем стали считать бакалаврское образование неоконченным высшим образованием, хотя это просто разные ступени одного профиля.

– Что бы вы сказали о нашем обществе в целом?

– Наше общество взяло губительный курс на разобщенность разного масштаба – от межличностной до целых народностей, а может, и наций. Мы разобщены на уровне семьи, поколений, коллег и т.д. Слом ценностей в период перехода от социализма к капитализму повлек их подмену. Пропагандируя свободу, мы привили людям распущенность и эгоизм. Да тут много всего намешано. И, надо сказать, микс этот достаточно приторный.
Работая адвокатом на следствии и в судах по уголовным делам, я встречался со следователями и судьями, которые были уже представителями другого поколения – «дети перестройки», как их называют. И меня всегда возмущало, как ловко они изменили формат общения с преступниками. Они их называют не иначе, как злодеями. Как в сказке! Виновный пишет явку с повинной об убийстве 4-летней девочки по пьянке, и он злодей, а не убийца! Понятно, что с такими изменениями в обществе мы далеко не уйдем. Ну, это так, что называется, лайт-характеристика. Хорошее, несомненно, есть, но, то ли в силу возраста, то ли еще чего, мне бросается в глаза именно эта сторона.

– Чем еще увлечен «не хоккейный» Александр Чеботарев?

– По мере возможности стараюсь держать себя в хорошей физической форме. Если есть свободные минуты и соответствующий настрой, пишу стихи, прозу, сочиняю музыку. Несколько моих песен уже вышли в мир и живут самостоятельной жизнью. К сожалению, практически нет времени полетать на частном самолете.

Редакция
Топ Менеджмент Тольятти