Долгожданный отпуск каждый проводит по-своему. Кто-то уезжает к морю, кто-то с удовольствием погружается в дачные дела, а кто-то организует себе образовательный туризм. О том, как можно совмещать приятное с полезным при посещении зарубежных стран, нам рассказала одна из основателей и руководителей АНО ДО «Центр альтернативного образования «Нешкола» ЕЛЕНА ЖАРКИХ.
– Расскажите немного о себе. Как вы пришли к теме педагогического туризма?
– В педагогике я с 1995 года. Начала работать учителем английского языка, будучи студенткой первого курса Самарского педагогического университета.
С тех пор я ни дня не прекращала вести образовательную деятельность. Даже на каникулах во время учебы в вузе работала в детском лагере или уезжала на стажировки в другие страны. Так, моим первым зарубежным опытом стала поездка в Америку в 1998 году. Я была вожатой в скаутском лагере, имела уникальную возможность познакомиться с культурой и системой общего образования США.
Тогда меня очень удивил их подход к организации деятельности детей, который принципиально отличался от российского. У нас при подготовке мероприятий подопечные должны были строго следовать инструкциям вожатых, инициатива исключалась практически полностью, в то время как там, в американском лагере, вожатому строго-настрого было запрещено выполнять что-либо за ребенка, задача была создать условия для того, чтобы дети сами захотели проявить инициативу и сделали всё в меру своих возможностей. С тех пор, после возвращения в Россию, это стало моим главным правилом работы с учащимися: помогать, создавать условия, способствовать.
Сейчас в «Нешколе» это основной принцип обучения и воспитания: начиная с формирования внутренней мотивации к учению, к личностному развитию, заканчивая выработкой конкретного навыка. Наша задача – помощь и управление. В педагогике это называется фасилитативный подход. Прочное формирование навыков и умений происходит только тогда, когда человек проделал что-либо самостоятельно, пропустив это через свой жизненный опыт.
– Часто ли происходят так называемые рабочие поездки? Какие принципы построения обучения вы позаимствовали из других стран?
– На самом деле, каждое лето, имея возможность выезжать за рубеж, выбираю не пляжный отдых, а сосредотачиваю внимание на странах, в которых я могла бы посетить школы, поработать в них.
Так, в 2003 году я закончила двухгодичный курс обучения коммуникативной методике преподавания иностранного языка при Британском совете в Самаре. После чего на практике закрепила навыки, пройдя трехнедельную стажировку в английской школе. Там мне больше всего понравилось то, как они организуют рабочее пространство. Например, ставят парты не в ряд, а по кругу или напротив друг друга, максимально используя на уроке взаимодействие учащихся в малых группах, что также нашло отражение в организации уроков в «Нешколе».
Также у меня был опыт работы в Венгрии, в городе-побратиме Надьканижа. Мне посчастливилось побывать в гимназии для старшеклассников и увидеть организацию их внеклассной деятельности. У них регулярно проводятся дискотеки для подростков, где, кроме танцев, они организуют тактильные игры, способные снять градус активности при половом созревании.
В Финляндии мне показался интересным образовательный подход с точки зрения сбережения здоровья ребенка и создания истинной мотивации к учению за счет отсутствия стремления к контрольным цифрам. У нас есть ОГЭ, ЕГЭ, пятибалльная система, а финны от этого ушли. У них безоценочное обучение, смешанные по возрасту классы, система высшего образования отделена от среднего. То есть они создают условия для детей, чтобы каждый мог развиваться в меру своих способностей. В «Нешколе» тоже нет оценок, так как мы хотим, чтобы у ребенка была не внешняя мотивация к учению, а внутренняя.
Из Франции мы взяли опыт собеседования с учениками старших классов в начале, середине и в конце года в присутствии родителей для грамотного построения профессиональной траектории. Мы видим стремление детей к изучению того или иного предмета, мы понимаем насколько трудно или легко им даются знания, все вместе обсуждаем и корректируем учебный процесс.
г. Тольятти,
ул. Мурысева, 52Б
neschool-tlt.profiedu.ru
neschool-tlt.ru
vk.com/ne.school_tlt
+7 987 967 5000